cuiet (cuiet) wrote,
cuiet
cuiet

Categories:
  • Music:

Photo for complete idiots. Part 1: Angle of view.

Когда мне пришлось третий раз в жизни объяснять новичку, что фотоаппарат вовсе не придумает за человека, как сделать снимок, а зум предназначен не только для того, чтобы объект влез в кадр, я понял, что надо бы иметь под рукой краткий свод тезисов и подборку иллюстраций по основным принципам фотографии. Художественная сторона фотоискусства для меня остается по большей части недоступной, но технические принципы я попытался собрать в одно место.

Текст под катом будет заведомо неинтересен тем, кто владеет зеркалкой больше полугода и тем более тем, кому удается с помощью любой техники воплощать идею в снимке (кажется, это описывает всех, кто есть у меня во френдленте). Не тратьте время на чтение. Это просто очередной примитивный тюториал, сделанный для демонстрации начинающим.


Фотография – это не просто фиксация происходящего вокруг. Это способ управления временем и пространством. Пределы этого определения можно расширить, как технически – управление цветом, управление фактурой, так и в менее четкие области – создание эмоций, передача мировоззрения. Но эти вопросы останутся за рамками темы. Возможно, за исключением некоторых принципов работы с цветом.

Итак: все переключатели, крутилки и кнопочки, которые торчат из фотоаппарата, предназначены именно для манипуляций с пространством-временем. Или являются ошибкой промдизайнера, второстепенным элементом, случайно оказавшимся заметным.

Пространство. С этой частью вселенной фотоаппарат обращается весьма гибко. Основных рычага влияния на передачу пространства целых два и оба связаны с объективом: диафрагма и фокусное расстояние. Даже если наш объектив лишен кольца зума, и не откликается на вращение ручки Av, все равно, он преобразует пространство, выделяет планы будущего снимка, подчеркивает или убирает перспективу. Раньше для управления планами еще активно использовали светофильтры, теперь чаще пользуются постобработкой (фотошопом), но это все за рамками темы. [tilt&shift объективы также за рамками темы]

Намного хуже с передачей времени. В основном, мы можем влиять на отображение этой координаты мира только регулируя выдержку затвора камеры. Если вам повезло, и вспышка камеры позволяет менять параметры импульса, а еще лучше, если у вас есть сложная накамерная или студийная вспышка, – появляется еще одна степень свободы в обращении с вечноутекащим временем.

А теперь подробнее и с картинками.

Фокусное расстояние.
(крутим зум и ходим вокруг объекта съемки)



Сейчас большинство камер комплектуется зум-объективами, у которых фокусное расстояние, а лучше сказать – угол зрения можно менять. Но есть объективы, у которых оно имеет постоянную величину (как правило, такие объективы качественнее зумов, но это, в общем, неважно). В этом случае, фокусное расстояние меняют заменой одного объектива на другой (если позволяет камера: экземпляры фотоаппаратов с несменным объективом и отсутствием зума стали сейчас очень редки).

Первое, что необходимо запомнить: фокусное расстояние однозначно связано с углом зрения объектива. См. мою ворчалку.

Второе – угол зрения объектива связан с перспективой. На больших углах (и малых фокусных расстояниях) эта связь очень заметна, на малых углах (большие фокусные расстояния) – практически исчезает.

F=24mm (35°)
почти вплотную к объекту
F=35mm (25°)F=50mm (16°)F=70mm (13°)
отошел уже почти на метр
F=85 (10°)F=100 (9°)
пришлось сменить объектив
F=135 (7°)F=200 (4.5°)
уперся в дальнюю стенку комнаты

Так совпало, что как раз сегодня возник спор на эту тему, из которого родилось еще одно необходимое уточнение: если просто покрутить зум, стоя на одном месте, то будет меняться как перспектива, так и размер объектов относительно кадра (и друг друга). Поэтому, установив необходимый угол зрения объектива, надо поперемещаться ближе-дальше, чтобы уложить в кадр все в соответствии с задумкой.

Итак, что мы видим: изменение угла зрения с широкого (35 градусов) на более узкий (16, 10) резко меняет отношение размеров разноудаленных объектов. При этом, изменение угла на малых величинах (с 10 до 4.5) такого заметного эффекта не дает.
Вывод 1: пользоваться зумом, чтобы откадрировать сцену на больших углах зрения не ледует, меняя значение фокусного расстояния мы будем менять и перспективу, соотношение размеров объектов в сцене. А война на два фронта (размеры кадра и относительные размеры предметов) скорее всего, будет проиграна, задумка не реализуется. Наоборот, для больших фокусных расстояний кадрирование зумом вполне допустимо.

И немножко об эмоциональной стороне.

На очень широком угле, скажем, с 35 градусов и больше (хотя зависит от кадра) все становится очень гротескным. С объектов на переднем плане взгляд скатывается на средний, там спокойнее, но общая композиция не дает задержаться и он падает вглубь сцены, куда ведет водоворот перспективы:

Все, что взято крупно, искажено, преувеличено, кричит, вырывается. Введите в кадр элементы, связывающие передний план с задним, и от ощущения объемности пространства может закружиться голова.

Узкий угол. 12 градусов и меньше. Геометрической перспективы практически нет. Формы предметов подавлены. Объекты выглядят плоскими. Разноудаленные предметы как будто сдвинулись по глубине. Кадр спокоен:

Динамику кадра (если она нужна) приходится строить искусственно. Передний и средний план практически невозможно разделить. Для заднего приходится брать что-то на очень большом удалении. Или формировать его светом.
Вывод 2:Узкий угол (большое фокусное расстояние) больше подходит для передачи застывшей композиции. Для съемки натюрмортов и объектов для каталогов. Для сокойных портретов. Широкий угол динамичен, но искажает предметы (это может быть фатальным для лиц и фигур) и требует тщательной композиции.
И, заметьте, все вышесказанное верно только если мы управляем лишь углом зрения.


Да, угол зрения позволяет управлять геометрической перспективой. А еще ощущение пространства можно передать глубиной резкости и воздушной перспективой. Но об этом позже.
Tags: photo, photostudy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments